«я лежала и пыталась почувствовать, что полна любви. но покой не приходил, и я чувствовала недовольство собой. все произошедшее доказало мне снова, что я не хочу выходить замуж.
у меня нет времени восхищаться мужчинами и утешать их... мне жаль их. они мне нравятся – но я не желаю провести свою жизнь, выстраивая декорации. и я вижу, что произойдет с моей живописью, если я выйду замуж. потому что во мне, несмотря на все, живет врожденный женский инстинкт утешать, восхищаться, покоряться и отказываться от того, что мне причитается.
либо я стану плохой художницей, либо плохой женой.
если бы я стала хорошей женой, тогда работа мужа была бы для меня важнее собственной, я бы покорилась ему и родила бы ему детей... у меня нет ни времени, ни желания, ни возможности выходить замуж…» – пишет Туве Янссон (которая сама себя считала в первую очередь художницей, а не детской писательницей).
(большинство художников были женаты. большинство женатых художников не испытывали таких мучительных сомнений по поводу выбора между ролями художника и мужа.)